Воспитание у пловца уверенности в своих силах

Может, это звучит и нескромно, но я обычно говорю своим пловцам, когда речь заходит о программе их тренировок: «Есть два пути подготовки: один, который указывает Каунсилмен, другой — неправильный…» Если пловец принимает такое заявление как должное, то я действительно могу помочь ему полностью раскрыть все свои потенциальные возможности в спорте.

Ведь для того, чтобы пловец добился высоких результатов на крупных соревнованиях, необходимо, чтобы он верил в тренера, в предложенную тренером программу тренировок, а также в свою физическую и психическую готовность к соревнованиям. Тот пловец, который не уверен в тренере, в программе подготовки и в своих силах, сможет показывать хорошие результаты лишь от случая к случаю, да и эти результаты окажутся ниже его возможностей.

Спортсмены хотят видеть в своем тренере человека волевого, энергичного, на которого можно положиться, который способен помочь словом и делом в трудную минуту. Недостаточно подготовленный, слабохарактерный, излишне эмоциональный тренер не в состоянии внушить пловцу уверенность в успехе дела, и последнему приходится полагаться только на свои силы.

Правда, и при таком тренере талантливые и волевые пловцы нередко добиваются удивительных результатов. Но надо согласиться, что это далеко не лучший вариант в их спортивной жизни.

Рон Кларк, мировой рекордсмен в беге на средние и длинные дистанции, наверняка мог бы добиться выдающихся побед, если бы он встретил умного и волевого тренера, на которого мог бы опереться в минуты собственных сомнений и исканий. Но Кларк, человек большого интеллекта и аналитического склада ума, так и не нашел тренера, чьи знания и взгляды на тренировку соответствовали бы его собственным.

Бегуну пришлось тренироваться самому на протяжении всей своей блистательной и полной драматизма спортивной карьеры. Не случись так, и, возможно, золотые медали Олимпийских Игр и Игр Стран Британского Содружества не ускользнули бы от Рона Кларка так легко.

Все мы в определенные моменты жизни ищем для себя лидера. И нередко случается, что наш кумир обладает не столько выдающимся умом, сколько большой силой воли, целеустремленностью и уверенностью в себе. Так и спортсмены. Они тянутся к тренеру, который помог бы им обрести уверенность в себе личным поведением и убежденностью в правильности того, чем он занимается в бассейне.

Особенно важна вера в эффективность тренировочной программы, в то, что эта программа позволяет любому пловцу команды полностью раскрыть свой талант и добиться успеха на крупнейших соревнованиях. Эта вера в успех и является основным стержнем психологической подготовки. Отмечу, что в нашу команду, бывало, приходили спортсмены лишь потому, что, по их словам, «пловцы индианского университета показывают свои лучшие результаты именно на основных соревнованиях».

В значительной степени, как говорят, мы есть то, что о себе думаем. Если пловец считает себя слабым бойцом, то и на соревнованиях он выступает неуверенно. Если пловец видит себя стойким и волевым спортсменом, то и на соревнованиях он обычно добивается хороших результатов. Причисляет же он себя к тому или иному типу спортсменов на основе опыта прежних выступлений в соревнованиях.

Приведу пример. Как-то в нашу команду пришел пловец с довольно невысоким мнением о своих соревновательных способностях. На первых порах он действительно многим проигрывал, а позднее стал олимпийским чемпионом и завоевал репутацию настоящего соревновательного бойца. Но произошло это не вдруг. Человек не может стать сильным спортсменом, повторяя, например, фразу (даже тысячу раз на день) «я буду волевым бойцом, я буду побеждать». Одно внушение здесь не поможет.

Наш пловец должен был доказать себе на практике, что он умеет состязаться и побеждать, но сделал это он вначале на незначительных соревнованиях, а уж затем на крупных. Это закономерно: прежде, чем к спортсмену придет большой успех, он должен обрести уверенность в своих силах за счет побед в целой серии стартов невысокого ранга. Задача тренера (и, предлагаемой им программы тренировок) — помочь пловцу одержать эти первые победы.

Подводя итог, можно сказать, что в своей работе по воспитанию воли пловца и его уверенности в успехе тренер должен:
1. Ставить перед спортсменом реальные цели, точнее прогнозировать его будущие результаты.

2. В разговоре с пловцом использовать только положительные установки на соревнования. Например, у вас тренируется пловец, результат которого в плавании на спине на дистанции 100 метров равен 60 секундам, и которому предстоит стартовать в одном заплыве с Роландом Маттесом.

По своему результату ваш ученик уступает Маттесу, но он, предположим, сильнее всех других участников данного заплыва. В этом случае не говорите ему: «Мы с тобой должны бороться за второе место». Лучше объясните задачу по-иному и скажите ученику примерно так: «Если Маттес во время заплыва допустит ошибку, мы сможем его опередить; если же он сделает две ошибки, мы с тобой выиграем наверняка».

Последняя установка на заплыв предпочтительнее первой, так как она настраивает спортсмена положительно и предусматривает возможность победы. Конечно, спортсмену, имеющему на дистанции 100 метров в плавании на спине результат где-то около 65 секунд, говорить о победе над Маттесом не следует: это лишь оскорбит его и поставит под сомнение доверие к вам.

3. Помогать пловцу извлекать уроки из неудачных выступлений, находить причины этих неудач.

4. Знать тактические возможности каждого своего ученика, помогать ему в составлении оптимального плана проплывания дистанции на соревнованиях, вселять в него уверенность, что он этот план выполнит.

5. Быть компетентным во всех вопросах, касающихся плавания.

6. Быть волевым и решительным; не проявлять сомнений в правильности своих действий, в противном случае это может вызвать соответствующие сомнения и у пловцов. Во время соревнований не терять самообладания; в эмоциональной сдержанности служить примером для своих учеников; быть готовым прийти им на помощь, но одновременно помнить и о том, что спортсмены должны проявлять самостоятельность. Неприятно слушать, когда тренер заявляет по поводу выступления своего ученика на соревнованиях: «Не будь меня там, он проплыл бы отвратительно».

7. Не опекать пловца постоянно: это снижает уверенность спортсмена в своих силах. Постепенно приучать его к мысли, что он достаточно силен, самостоятелен и способен без тренера объехать полсвета, показывая на соревнованиях свои лучшие результаты.

Чтобы закрепить уверенность пловца в своих силах, позвольте ему самому составить план отдельных тренировок и выступлений на соревнованиях, предоставьте возможность участвовать в соревнованиях при вашем отсутствии на них. Могу заметить, что мои ученики устанавливали мировые рекорды в мое отсутствие не реже, чем на моих глазах.